Неврология и психиатрия: Эффективность применения групповой психотерапии у детей и подростков с тикозными расстройствами

Авторы: В.А. Миткевич, М.В. Парамонова, А.Г. Соловьев
Контактная информация: Соловьев Андрей Горгоньевич – e-mail: ASoloviev1@yandex.ru
Введение. Проведен обзор исследований по проблеме клиники, этиологии, подходов к лечению тикозных расстройств у детей и подростков. Целью исследования явилось обоснование возможности включения сказкотерапии в процесс лечебных и социально- реабилитационных мероприятий для детей и подростков с тикозными расстройствами. Материалы и методы. Обследованы 207 детей и подростков в возрасте от 4 до 13 лет с тикозными расстройствами, разделенными на две группы в соответствии с различными методами лечения выявленной патологии. В I группе (78 чел.) использовалась фармакотерапия, преимущественно групповая психотерапия и сказкотерапия, во II (129 чел.) – проводимое лечение включало в себя медикаментозную терапию и физиотерапевтические методы. Для оценки эффективности результатов психотерапевтической работы с детьми использовалась методика, включающая в себя критерии симптоматического улучшения состояния ребенка в ходе лечения, критерии степени изменений взаимоотношений в семье, критерии степени социальных изменений. Результаты и обсуждение. Выявлены статистически значимые показатели снижения болезненной симтоматики, позитивной перестройки семейных отношений и улучшения социального функционирования у пациентов I группы. Отмечалось значительное уменьшение интенсивности тиков, их амплитуды и объема у пациентов, улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, улучшилась способность строить взаимоотношения с окружающими на положительной основе. Заключение. Апробированная методика сказкотерапии открывает новые возможности для разработки моделей групповой психотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией.
Ключевые слова: тикозные расстройства, дети и подростки, групповая психотерапия, сказкотерапия, эффективность терапии.
Опубликовано #2 (22) за 2018 год